Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В настоящее время множество работ отечественных и зарубежных исследователей посвящены представлениям об успехе и возможностям его достижения. Значительный вклад в изучение данного вопроса внесли А.В. Воронина, О.А. Елисеева, Р.М. Шамионов, М. Селигман, М. Аргайл и другие.
Идеи о существовании мотивации субъективного успеха выдвигались различными учёными (С.Л. Рубинштейн, Н.К. Бахарева, В. Франкли др.). Однако данная проблема на сегодняшний день исследована еще недостаточно, в связи с чем необходимо получение новых сведений в этом направлении.
На современном этапе развития научно-технического прогресса потребности людей меняются с большой скоростью, что не может не отразиться на мотивации успеха. Мотивация успеха во многом зависит, удовлетворяют ли различные сферы жизни современным потребностям.
Многие педагоги и психологи успешно используют различные теории мотивации, первые из которых появились ещё в античности. Современная психология также разрабатывает актуальные мотивационные концепции.
Использование теорий мотиваций в деятельности психолога является важным фактором его успешной работы. Вот почему тема данного исследования является перспективной и актуальной.
Цель исследования: изучить и описать основные теоретические положения по проблеме мотивации успеха.
Задачи исследования:
1. Определить сущность и важнейшие характеристики мотивации.
2. Проанализировать теории мотивации отечественных и зарубежных авторов.
3. Провести обзор основных теоретических подходов к изучению субъективного успеха в отечественной и зарубежной психологии.
4. Охарактеризовать понятие, структура (модели) и функции субъективного успеха.
Объект исследования: психология мотивации успеха.
Предмет исследования: субъективный успех.
Методы исследования: анализ литературных источников и интернет-ресурсов по проблеме мотивации успеха и субъективного успеха.
Структура работы: данная курсовая состоит из введения, одной главы, включающей пять параграфов, заключения, списка используемых источников.
Глава 1 Теоретико-методологические основы проблемы мотивации в отечественной и зарубежной психологии
1.1. Сущность и важнейшие характеристики мотивации
Мотивация – это действие различных факторов, которые оказывают влияние на активность при движении к поставленной цели. В педагогическом процессе данные факторы определяют эффективность решения педагогических задач, направленных на достижение целей обучения, воспитания и развития. Главной составной частью мотивации является побуждение – поведение, направленное на удовлетворение различных потребностей.
Философы, педагоги и психологи в разные времена занимались изучением мотивации. Так, Аристотель определил четыре вида причин, побуждающих к различным действиям:
1. Материальные причины – причины, связанные с существованием материи, благодаря которой возникают все вещи.
2. Причины «начала движения» - эти причины определяются качествами, заложенными в человеке (например, ум Анаксагора).
3. Причины «окончания движения» - это причины, определяющие , ради чего совершаются все действия (например, благо Платона – конечная цель всякого движения).
4. «Сущность» по Аристотелю – нечто самостоятельное, существующее независимо от материи и являющееся предметом науки [2, 12, 13].
Одна из наиболее популярных концепций мотивации – это концепция американского психолога Абрахама Маслоу, разработанная в середине прошлого столетия.
Абрахам Маслоу считал, что мотивация есть внутреннее поведение, побуждающее индивида предпринимать какие-либо действия, и сформулировал основные постулаты, которые определяют человеческое поведение:
1. Потребности людей бесконечны: как только человек удовлетворяет одни потребности, у него возникают другие.
2. Удовлетворённые потребности теряют движущую силу мотивации.
3. Неудовлетворённые потребности побуждают к действию.
4. Потребности человека выстраиваются в определенную иерархию по своей значимости [14].
А. Маслоу принадлежит закон, согласно которому удовлетворение потребностей одного уровня делает насущным другой, более высокий уровень потребностей. После удовлетворения нижележащих потребностей у человека становится актуальной более высокая потребность. Если потребности более низкого уровня не удовлетворяются, человек не в состоянии полноценно удовлетворить потребности и более высоких уровней. Это напоминает восхождение по ступеням. Поэтому традиционно иерархию потребностей по Маслоу представляют в виде пирамиды, состоящей из 5 ступеней. При этом уровни не дискретны, потребности взаимопроникаемы, и поэтому часто бывает трудно отделить одну от другой [14, 31].
Отечественные исследователи также являются авторами многочисленных работ, посвящённым мотивации. Так, доктор психологических наук, профессор Е. П. Ильин определил структуру мотивации и выделил в ней три основных блока:
1. Блок потребностей, который включает в себя биологические потребности, социальные потребности и «долженствование».
2. Блок внутреннего фильтра, в который вошли предпочтения по внешним признакам, внутренние предпочтения (склонности и интересы), существующие в обществе нравственные ценности (идеалы, убеждения, установки), условия достижения целей, состояние человека в данный момент времени, прогнозирование результатов деятельности.
3. Целевой блок, состоящий из цели, определённой потребностями, целенаправленного действия и самого процесса удовлетворения потребностей [10, 11].
Важнейшими характеристиками мотивации являются сила и устойчивость мотивов. Сила мотивов – это показатель непреодолимого стремления личности к достижению поставленной цели. Как правило, сила мотива обусловлена действием как физиологических (сила мотивационного возбуждения), так психологических и социальных факторов (анализ результатов деятельности, понимание смысла действий и др.). Её критериями служат степень и глубина самого мотива [15, 23. 27].
Устойчивость мотива оценивается по его присутствию в различных видах деятельности человека, по сохранению его значимости во времени. В целом, это ригидность установок, ценностных ориентаций, намерений личности [32].
Основными функциями мотивации являются:
1. Побуждающая функция, которая характеризует энергетику мотива, обусловливающую активность личности при совершении действий, ведущих к достижению планируемых результатов.
2. Направляющая функция, отражающая направленность энергии на определённый объект, т.е. выбор и осуществление планируемой линии поведения, связанной с достижением целей. Направляющая функция тесно связана с устойчивостью мотива;
3. Регулирующая функция, сущность в которой сводится к тому, что мотив определяет характер деятельности и поведения, от которых зависит реализация в поведении и деятельности человека определённых потребностей. Реализация этой функции всегда связана с иерархией мотивов. Регуляция состоит в том, какие мотивы оказываются наиболее значимыми в данный момент времени, и, следовательно, в наибольшей мере обусловливают поведение личности [3, 16, 30].
Таким образом, эффективность мотивации определяется факторами, побуждающими личность предпринимать какие-либо действия; данные факторы могут содержать как внешние, так и внутренние компоненты.
1.2 Классификация теорий мотивации
На сегодняшний день создан ряд теорий мотивации, которые используются различными психологами, педагогами и социологами. Данные теории выявляют различные факторы, заставляющие обучающихся предпринимать определённые действия, проводят анализ этих факторов. Рассмотрим важнейшие из них.
1. Экспектационно-ценностная теория. Согласно данной теории, личность с большим энтузиазмом совершает определённые действия, если она ориентирована на успех и позитивно настроена на образовательную деятельность. Это учение основано на работах Дж. Аткинсона [26, 33]. Данная теория мотивации появилась относительно недавно и основана на действии двух основных факторов: 1) ожидании индивидуального успеха; 2) ценности, которая поддерживает человека на пути к достижению цели. Интенсивность действий определяется в первую очередь значимостью цели.
2. Достижительная теория. Подобно экспектационно-ценностной теории, достижительная теория также принимает за свою основу работы Дж. Аткинсона, сущность которых в значимости индивидуального опыта, используемого для достижения определенной цели. Исходя из данной теории, самыми значимыми факторами мотивации к обучению являются:
1) Потребность личности в достижении успеха.
2) Убеждение, что достижение желаемого успеха возможно и по силам конкретному человеку при совершении ряда действий.
3) Ценность достижения успеха для определённого индивида [4,14,33].
Данная теория вызвала отклик среди многочисленных учёных. Так, Дж. Крукс и Р. Шмидт в рамках данной теории определяют мотивацию как ориентацию учащихся на овладение предметом [34]. Р. Стирс и Л. Портер считают, что мотивация к обучению характеризуется в качестве потребностей, целей, поведения и формой обратной связи [38]. Согласно многочисленным работам, уровень мотивации различных учащихся к обучению может быть различным. Так, школьники с высоким уровнем мотивации способны самостоятельно ставить реалистичные цели образования и систематически выполнять действия, необходимые для достижения этих целей, преодолевая свои слабости [3,12]. Д. Маклелланд определил основные черты личности, обладающей высоким уровнем мотивации к обучению:
1) Склонность к умеренному риску.
2) Использование инноваций для решения поставленных задач.
3) Внутренний локус контроля и ответственности за результаты образовательной деятельности.
4) Потребность в планировании своих действий и постановке конкретных задач с чёткими сроками выполнения [7,14,17].
При этом многие авторы отмечают, что высокий уровень мотивации не всегда может приводить к положительным результатам, поэтому необходимо ставить промежуточные задачи на пути к конечной цели [13,24].
3. Теория самоэффективности. Данная теория представлена А. Бандурой. В её основе уверенность учащихся в своих способностях к обучению и возможностях его успешного осуществления. Ряд авторов отмечает, что на первом этапе образовательной деятельности многие учащиеся не имеют чёткого представления о своих способностях и возможностях, поэтому важная задача педагога – развитие уверенности школьников в своих силах посредством посильных и интересных образовательных задач. С постепенным развитием уверенности учащихся в себе задачи могут последовательно усложняться так, чтобы их решение потребовало от школьников новых самостоятельных усилий [5,22, 28].
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. - М., 1976.
2. Баканов Е.Н., Иванников В.А. О природе побуждения // Вопросы психологии. - 1983. - № 4.
3. Бедулина, Г.Ф. Социально-педагогическое проектирование: учеб-метод. пособие / Г.Ф. Бедулина. - Мн.:АПО, 2009.- 153 с.
4. Белоглазов С. Е. Исследование особенностей формирования мотивационно-смысловой сферы студентов // Материалы III Междун. конф. студентов и аспирантов по фундаментальным наукам "Ломоносов - 1996" (секция Психология). - М.: МГУ, 1996. - С. 11.
5. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. - М., 1972.
6. Вилюнас В.К. Психология развития мотивации. - СПб.: Речь, 2006. - 458 с.
7. Выготский, Л.С. Педагогическая психология: учебное пособие для студентов средних учебных заведений/ Л.С. Выготский. - М.: издательский центр "Смысл", 2013. - 486с.
8. Епифанова С. Формирование учебной мотивации // Высшее образование в России. - 2000. - № 3. - С.106-107.
9. Жесткова, Е.А. Инновационная деятельность современной образовательного учреждения / Е.А. Жесткова, И.В. Уткина // Традиции и инновации в образовательном пространстве России, ХМАО-Югры, НВГУ: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Нижневартовск: Изд-во Нижневартовского государственного университета, 2014. С. 50-52.
10. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2006. - 508 с.
11. Ильин Е.П. Сущность и структура мотива // Психологический журнал. - 1995. - Т.16, №2.
12. Кетько С.М., Пакулина С.А., Поминов А.В. Единство рефлексии, мотивации и адаптации в сознании личности: Коллективная монография. - М., 2005. - 231 с.
13. Крючкова, И. В. Инновационная практика достижения результатов образования школьников в условиях реализации новых ФГОС. Учебное пособие / И.В. Крючкова. - М.: Авторский Клуб, 2015. - 383 c.
14. Маслоу А. Мотивация и личность / Пер. с англ. - СПб.: Питер, 2006. - 352 с.
15. Москвичев С.Г. Мотивация, деятельность и управление. - Киев, 2003. - 490 с.
16. Озерникова Т. Повышение мотивационной функции системы вознаграждений // Человек и труд. - 2003. - № 9. - С.40-44.
17. Попова Т.В. Формирование мотивационной составляющей психической саморегуляции учебной деятельности студентов филологического факультета: Автореф. дис. … канд. психол. наук. - Казань, 2002. - 24 с.
18. Семенов С.П. Мотивационный анализ: Психотерапевтическая версия. - СПб., 2001.
19. Сидоренко Е. Мотивационный тренинг. Практическое руководство. - СПб.: Речь, 2001. - 234 с.
20. Смирнов С.Д. Рецензия на книгу К. Двек "Я-теории, их роль в мотивации, становлении личности и развитии" // Вопросы психологии. - 2001. - № 6.
21. Сураева Г.З. Психологические особенности мотивационно-смысловой интенции личности (социокультурный аспект): Автореф. дис. … канд. психол. наук. - М., 2002. - 20 с.
22. Цуканов Н.Н. Цели и мотивы деятельности менеджера как факторы, влияющие на его эмоциональное выгорание: Автореф. дис. … канд. психол. наук. - Казань, 2002. - 20 с.
23. Чернявская А. П. Условия развития мотивации учебной деятельности студентов. // Ярославский педагогический вестник — 2012- № 2- Том II (Психолого-педагогические науки)
24. Шадура А. Консультирование как мотивирующая деятельность // Школьный психолог. - 2001. - №14.
25. Байкова, Л.А. Методика воспитательной работы: Учебное пособие для студентов высш. уч. Заведений: Л.А, Байкова, Л.К.Гребенкина, О.В.Еремкина и др.; Под ред. В.А.Сластенина. – 3-е изд., стер. – М.: Изд. центр «Академия», 2005. – 144 с.
26. Викторов, Н. Досуг – дело серьезное / Н.Викторов // Воспитание школьника. – 2001. №5
27. Изучение и прогнозирование развития личности ученика. // Воспитание школьника. – 2001. №7
28. Мамонтова, Л.В. Теория и практика реализации ФГОС НОО: пособие для учителей начальных классов/ Л.В. Мамонтова. - М.: Просвещение, 2012.
29. Соколова, А. К. К взрослой жизни через творчество / А.К.Соколова // Воспитание школьника. - 2001. №5
30. Сорокина, Т.В. Воспитание школьников во внеучебное время / Т.В.Сорокина – М:, Просвещение, 1980. – 210с.
31. Шлыкова, О. В. Российские Ресурсы Образовательной Среды. Интернет / О.В. Шлыкова. - Москва: Наука, 2014. - 481c.
32. Юсупов, В.А., Братановский, С.Н., Александрова, Л.Б. Теоретико-правовые проблемы образовательного права в России. Волгоград: ВИЭСП, 2011.
33. Atkinson J. W. & N. T. Feather (Eds.) A Theory of achievment motivation. New York: Wiley, 1996.
34. Graham,S., and Weiner, B. Theories and principles of motivation. In Handbook of Educational Psycology, ed. David C. Berliner and Robert C. Calfee. New York: Macmillan, 1996.
35. Locke, e.a., and Latham, G. Building a practically useful theory of goal setting and task motivation. The American Psycologist, 57(9), 705–717. 2002.
36. Murray, H. A. Exploration in Personality. New York: Oxford University Press. 1938.
37. Steinmayr,R., Spinath, B. The Importance of motivation as a predictor of school achievment. Learning and Individual Differencies, Vol. 19(1), 80–90. 2009.
38. Steers, R.M., and Porter, L. W. Motivation and work behavior. New York: McGraw-Hill. Inc. Lincoln. 1991.
39. Weiner, B. Human motivation: Metaphors, theories and research. Newbury Park, CA: Sage, 1992.
40. Wigfield, A., Eccles, J.S., Roeser, R., and Schiefele, U. Development of achievment motivation/ In W/ Damon and R. M. Lerner (Eds.), Developmental Psychology: An advanced Coursebook/ New York: Wiley, 2009